Оракул

В каком-то капище был деревянный бог,

И стал он говорить пророчески ответы

И мудрые давать советы.

За то, от головы до ног

Обвешан и сребром и златом,

Стоял в наряде пребогатом,

Завален жертвами, мольбами заглушен

И фимиамом задушен.

В Оракула все верят слепо;

Как вдруг,— о чудо, о позор!—

Заговорил Оракул вздор:

Стал отвечать нескладно и нелепо;

И кто к нему зачем ни подойдет,

Оракул наш что молвит, то соврет;

Ну так, что всякий дивовался,

Куда пророческий в нем дар девался!

А дело в том,

Что идол был пустой и саживались в нем

Жрецы вещать мирянам.

И так,

Пока был умный жрец, кумир не путал врак;

А как засел в него дурак,

То идол стал болван-болваном.

Я слышал — правда ль?— будто встарь

Судей таких видали,

Которые весьма умны бывали,

Пока у них был умный секретарь.

Впервые напечатана в «Драматическом вестнике», 1808 г., написана не позднее начала мая 1807 г. по свидетельству С. Жихарева, Крылов читал эту басню 8 мая 1807г. на вечере у А. Шаховского.

Сатирическая концовка басни восходит к «Почте Духов»: в письме XXI танцмейстер Фурбиний советует Плутону не отстранять от должности непригодных судей, а «приставить к ним умного секретаря, который бы вместо них рассматривал дела, а они бы подписывали то, что он им скажет».

Рукописный вариант:

ст. 13 Идти к нему с каким вопросом ни прийдется (ПД 69)

Печатные варианты:

ст. 7 Завален жертвами, мольбами оглушен (ДВ)

ст. 13 И кто зачем к нему ни подойдет (ДВ)

ст. 16 Куда в нем ум девался? (ДВ — Б)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *