Техника полового акта. — Интим

Другие формы половой активности

ОРАЛЬНО – ГЕНИТАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ – возбуждение половых органов с помощью рта, а точнее – с помощью губ и языка. Такое возбуждение половых органов мужчины называется МИНЕТ (или ФЕЛЛЯЦИЯ); возбуждение с помощью губ и языка половых органов женщины получило название КУННИЛИНГУС (кратко КУНЕТ).

У большинства представителей животного мира обнюхивание или облизывание ано – генитальной зоны является важной частью ритуала знакомства и заменяет слово «здравствуйте» у людей. Такие контакты физиологи связывают с действием ферромонов – особых пахучих веществ, которые выделяются в основном гениталиями животных.

Учёные считают, что у человека в связи с особенностями его анатомии, связанной с прямохождением, роль обонятельных раздражителей в сексуальном поведении значительно снизилась, уступая место зрительным ощущениям. Тем не менее, некоторые запахи имеют явно эротизирующее значение. Даже если роль обонятельных анализаторов в сексуальном взаимодействии людей уменьшилась, то древняя связь соответствующих нервных центров может сохраняться в мозге.

Из истории известно, что ещё в Древнем Египте проститутки специализирующиеся на оказании орально – генитальных сексуальных услуг, впервые стали красить губы специальной ярко – красной краской, чтобы чётко обозначить для клиентов основную ориентацию своей «древнейшей профессии».

Минет в настоящее время получил широкое распространение. Это связывают не только с сексуальной революцией; известно, что язык и верхнее нёбо у части женщин являются значимыми эрогенными зонами. Такие женщины не только доставляют удовольствие мужчине; часто они сами получают определённое наслаждение.

Даже изобретение такого популярного мороженого, как эскимо, связывают именно с минетом. История такова: недавно переехавший в Америку датчанин Христиан Нельсон открыл в небольшом городке штата Айова магазин сладостей, в котором продавались шоколад, мороженое, джем, печенье и т.п. Однажды Христиан познакомился с коренной американкой некой Каролин, предки которой были эскимосами Аляски.

Эта дама так мастерски владела минетом, что мужчины просто теряли голову. Чтобы разнообразить свои сексуальные рецепты, женщина наносила на мужской орган мёд, сливки или шоколад. Такой способ проведения минета сподвигнул Христиана Нельсона к кулинарным экспериментам и созданию нового сорта мороженого, которое он в 1921 году запатентовал под названием «Эскимо». При этом столь любимый детьми продукт изначально имел форму эрегированного фаллоса. Такая форма сохраняется и по настоящее время.

В отличие от женщин, мужчины реже прибегают к куннилингусу, так как это занятие не влияет на половое возбуждение и не усиливает сексуальные переживания.

Несколько чаще практикуются взаимные орально – генитальные контакты, получившие название «французская любовь» или «69», когда одновременно мужчина и женщина взаимно возбуждают половые органы посредством губ и языка. Позицию «69» часто предпочитают гомосексуальные пары, как женщины, так и мужчины. Орально – генитальные контакты не являются извращением в том случае, если они проходят между разнополыми партнёрами и при обоюдном желании могут быть использованы в период предварительных ласк.

Если кто – то из партнёров считает орально – генитальные контакты чем – то противоестественным или эстетически неприемлемым, то и нет необходимости их навязывать. Здесь вероятно могут быть интересны статистические данные американского профессора Ли – Мон Кларка, он пишет: «Этим видом любовных отношений пользуется 60% женатых людей, имеющих высшее образование, но уже 20% женатых со средним образованием и только 11% – с начальным. По – видимому, образование освобождает нас от некоторых бессмысленных табу».

Немецкий сексолог Шнабль считает, что женщины с выраженным оргазмом более других склонны к орально – генитальным контактам. А профессор В.И. Здравомыслов пишет: «41% женщин прибегали к минету охотно, большей частью по собственной инициативе, так как получали выраженные положительные эмоции. Резкое половое возбуждение, часто сопровождающееся оральным (ротовым) оргазмом, испытывали лишь некоторые женщины».

В специальной литературе описаны женщины, которые от минета получали настолько сильный и яркий оргазм, что этот вид любви предпочитали нормальному половому акту. С другой стороны, большинство мужчин не воспринимают минет, как полноценную сексуальную близость. Некоторые сексологи считают: половой акт мужчины на подсознательном уровне должен оканчиваться оплодотворением самки, т.е.

Согласно данным американских сексологов слабая половина человечества в 6,5 раз чаще прибегает к практике оральных ласк. Такую форму сексуальных отношений в настоящее время проводят 69% гречанок, 66% – француженок, 55 – итальянок, 52 – американок, 40 – испанок, 33 – немок и скандинавок и лишь 20% русских барышень. Примерно, 73% женщин и 77% мужчин хотя бы раз в жизни пробовали оральный секс.

Особо искушённые в половых отношениях женщины практикуют РИММИНГ – эротическую стимуляцию заднего прохода мужчины с помощью языка. Врачи – гастроэнтерологи не очень приветствуют данный вид эрогенного воздействия, так как женщины могут заразиться кишечными инфекциями и даже глистами.

Существуют страны, в которых орально – генитальные контакты относятся к половым извращениям, т.е. считаются противоправными действиями и сурово наказываются. В 2001 году немецкий турист Вольфганг Зифарт был осуждён судом республики Зимбабве на шесть лет каторжных работ за практику орального секса на территории этой страны.

Данное «преступление» произошло на юге страны в городке Мазабук, в доме 22 – летней местной жительницы. Немецкий турист на суде признался в содеянном, предполагая, что раз у него на родине оральный секс разрешён, то судьи поймут его и отпустят. Но на суде ему объяснили, что незнание законов Зимбабве не освобождает «извращенца» от ответственности и отправили бедолагу на каторжные работы.

И ещё: в недалёком прошлом считалось, что венерическими инфекциями можно заразиться только через естественный половой акт; орально – генитальные контакты не ведут к заражению. В настоящее время доказано, что, занимаясь оральным сексом можно заразиться практически всеми известными венерическими болезнями.

Гонорея, трихомониаз, хламидии, микоплазмы, сифилис, вирусы герпеса и даже СПИДа всё чаще передаются через ротовую полость. Инфекция может переходить как с половых органов на слизистую ротовой полости, так и изо рта на половые органы. Поэтому заниматься оральным сексом лучше с применением особых, предназначенных для орально – генитальных контактов, презервативов или без них, но с постоянной партнёршей, в которой мужчина уверен.

– Талгат – 31 год, обратился к нам в Центр Психотерапии за консультацией. Сообщает, что его жена не удовлетворена совместной половой жизнью. Половой акт её не устраивает. Супруга отказывает в половой близости и требует от мужичины только куннилингуса, так как именно этот способ полового общения приносит ей оргастическую разрядку.

Секс карецца

Сообщил, что в возрасте 24 лет женился по любви на девушке 22 лет. Семейная жизнь складывалась успешно. В браке родилось двое детей. Но в последние годы участились ссоры. Жена относится к нему с презрением и отказывает в половой близости. Требует только орально – сексуальных контактов. Подозревает жену в супружеской неверности. Всё идёт к разводу.

Супруга нашего пациента отказалась прийти на приём к сексопатологу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в виду отсутствия дополнительной информации со стороны супруги нам пришлось остановиться на предварительном диагнозе «Орализм. Сексуальная девиация». Известно, что орально – генитальные контакты не являются извращением, но этот вид сексуальной активности может лишь только дополнять и разнообразить половую жизнь мужчины и женщины.

Если кто – то из половых партнёров начинает предпочитать орально – генитальные контакты обычным сексуальным отношениям и отказывается от естественной половой жизни, то данное состояние уже можно считать отклонением, можно считать своего рода сексуальной патологией, требующей медицинского вмешательства. Жена нашего пациента не считает отклонением от нормы своё увлечение куннилингусом и от лечения категорически отказалась.

Прогноз при лечении девиаций, не всегда положительный, всё таки требует от врача – сексопатолога принятия всех мер по восстановлению нормальных супружеских отношений. Но это возможно только в том случае, когда оба супруга настроены на такое постепенное восстановление половых отношений.

Техника полового акта. — Интим

АНАЛЬНЫЙ (РЕКТАЛЬНЫЙ) ПОЛОВОЙ АКТ – половой акт, производимый мужчиной через анальное (заднепроходное) отверстие женщины. Такая форма половой активности хотя с эстетических и моральных позиций не считается извращением, но всё таки относится к малоприемлемым половым отправлениям, где – то принижающим человеческое достоинство.

Тем не менее, женщины, получающие максимальные оргастические ощущения через анальный половой акт, встречаются. Лучшим объяснением этого феномена, наверное, явится точка зрения сексолога Ли – Мон Кларка, он пишет: «Практика анального эротизма распространена гораздо шире, чем могут представить себе некоторые моралисты.

Гиперсексуальность подростков

Резкий взрыв сексуальной активности в пубертате характеризуется чрезмерной мастурбацией, как среди мальчиков, так и определённой части девочек. При наличии ничем не заполненного свободного времени мастурбация эксцессивна, т.е. подростки прибегают к самоудовлетворению несколько раз в день.

Пубертатная мастурбация долгое время была предметом запугивания подрастающего поколения, тем более «эффективным», чем большее переживание чувства вины она вызывала. Среди опрошенных юношей и девушек мастурбацию считают вредной около половины; из них 40% предполагают, что мастурбация подрывает физическое или психическое здоровье, 20% считают, что мастурбация приведёт к отклонению в половой жизни в будущем, 10% отмечают снижение памяти и умственных способностей, 30% опрошенных считают онанизм аморальным явлением и скрытым пороком.

– девочка Мадина – 14-ти лет доставлена на приём в сексологический кабинет Центра Психотерапии матерью, неоднократно застававшей её за стимуляцией клитора руками, нередко с одновременным растиранием одного из сосков груди. Девочка слегка отстаёт в умственном развитии, хотя и учится в обычной школе. Девочка – подросток с видимым удовольствием пришла на приём к мужчине – врачу, явно ожидая вопросов о мастурбации и даже провоцируя их.

Интересовалась оснащением кабинета, особенно гинекологическим креслом, очевидно, рассчитывая на гинекологический осмотр. Она вела себя с врачом настолько кокетливо, что казалось уместным передать её в руки врача – женщины; но от этого девочка отказалась. От какого-либо лечения девочка также категорически отказалась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: матери рекомендовано отнестись к сексуальности дочери спокойней, постараться пережить это как свершившийся факт и отказаться от принуждения девочки к лечению. Несмотря на сексуальную расторможенность девочка начала половую жизнь только в 17 лет; в 20 лет вышла замуж, имеет ребёнка. Эмоциональной и сексуальной сторонами брака вполне удовлетворена.

Иное отношение со стороны родителей встречает мастурбация у мальчиков. В нашей практике очень редки случаи обращения по этому поводу отцов, положение которых часто двойственно. Даже в сексуально гармоничном браке муж, не разделяя тревоги супруги по поводу мастурбации у сына, далеко не всегда может признаться ей в том, что все, в том числе и он сам, имели опыт рукоблудия в подростковом возрасте.

– 15-летний подросток, прошедший по назначению врача – психиатра 2-месячный курс лечения препаратом из группы малых нейролептиков, очень отрицательно отнесся к консультации у сексопатолога. Убедившись, что никто его лечить не собирается, поведал такую историю: «Раньше у меня это было 2 – 3 раза в неделю, иногда – чаще.

Потом мать потащила меня на лечение к этой врачихе. Та как-то странно на меня посмотрела и дала эту гадость. От этих таблеток голова деревянная и спать всё время хочется. До этих таблеток я, бывало, сделаю это и быстро засыпаю. А теперь полночи уходит на этот процесс. Днём же дел полно, тем более – я, как сонная муха. Уже и спать ложиться боюсь, и чем больше боюсь – тем больше хочется. Теперь уже и днём хочется, и не сдержаться»

В данном наблюдении видна элементарная безграмотность врача – психиатра, не способного понять, что сексуальное влечение тинэйджеров заблокировать невозможно. У начинающих врачей – психиатров нередко наблюдается тенденция обязательно найти болезнь там, где её нет. Стремление некоторых врачей этой специальности с серьёзным видом налево и направо навешивать психиатрические «ярлыки» всем, включая близких друзей, родных и знакомых только подтверждает невысокую квалификацию доктора.

По данным статистики, пубертатная мастурбация зарегистрирована у 96% мужчин и 62% женщин. Среди страдающих половыми расстройствами мужчин – самый высокий процент никогда не мастурбировавших. Не мастурбировавшие в пубертате женщины в три раза чаще, чем мастурбировавшие, страдают от отклонений в половой жизни и отсутствия оргазма в браке.

– студентка Жулдыз – 18 лет, пришла на сексологический приём в Центр Психотерапии по направлению врача – гинеколога с жалобами на повышенную половую возбудимость, а также ослабление памяти, постоянное плохое настроение, «трудно сосредоточиться и нет усидчивости».

Родилась здоровым ребёнком в семье служащих. Росла и развивалась нормально. Уже в 10-летнем возрасте заметила резкий рост грудных желёз, от этого испытывала чувство стыда и стеснения перед одноклассниками, так как у сверстниц в школе ни у кого «не было ещё и намёка» на молочные железы.

Пациентка вспоминает, как в возрасте 12 лет родители поручили ей несложную работу на приусадебном участке по прополке грядок. Во время такой работы в полусогнутом состоянии девочка ощутила какую-то непонятную дрожь во всём теле, появилось лёгкое головокружение и страх ввиду непонятности происходящего с ней.

«Я чего-то очень сильно хочу, а чего сама не знаю», – рассказывает пациентка. Когда к этому присоединилось ощущение распирания внизу живота, девочка предположила, что это позыв к мочеиспусканию, пошла в туалет, но помочиться не смогла. Чувство распирания внизу живота перешло в ощущение «сжатого кулака» между ног, и это ощущение нарастало.

Не понимая, что происходит, девочка принялась ощупывать свои гениталии. Прикосновения к половым органам спровоцировало волну нарастающего полового возбуждения, и девочка быстро достигла сильного оргазма, раздражая пальцем клитор. С этого дня начала мастурбировать, с каждым днём всё чаще и чаще. Вскоре, примерно через две недели пришли первые менструации.

С тех пор мастурбирует ежедневно, иногда несколько раз в день. Половой жизнью ещё не жила, считает половую жизнь до брака «аморальной и недопустимой». Последние три года половое возбуждение бывает настолько сильным, что, со слов, «может потерять сознание на несколько минут». Мастурбирует до 7 – 8 раз в день, а в период сессии, сдачи зачётов и экзаменов или наличия других стрессов мастурбация – до 10 – 15 раз в сутки.

Это сильно отвлекает от учёбы, отмечает трудности в усвоении учебного материала, экзамены сдаёт «за взятки». Долго стеснялась обращаться за медицинской помощью, но всё таки пересилила застенчивость и пришла на приём к гинекологу. По предписанию врача женской консультации принимала таблетки бромкамфары, но безрезультатно.

На консультации у врача – сексопатолога обращает внимание сенситивность, астенизация, вегетативные расстройства: краснеет, покрывается пятнами. Неврологически: микроочаговая симптоматика. Гинекологически: половые органы развиты нормально, девственная плева цела, но пропускает палец. Психотерапевтически: гипнабельность отличная, до степени сомнамбулизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: с диагнозом «Последствия органического поражения ЦНС с гиперсексуальностью» взята на лечение. Назначена медикаментозная терапия улучшающая мозговое кровообращение в сочетании минимальными дозами антидепрессантов седативного действия. В среднем 2 – 3 раза в неделю проходила сеансы гипнотерапии.

Прогноз в таких случаях не всегда утешителен, так как под влиянием экзогенных вредностей, например, обычной простудной вирусной инфекции, обилия стрессов или переутомления возможны рецидивы данного заболевания. В случае недостаточных нравственных установок у таких девочек возможен переход в состояние, которое называется «гиперсексуальность» с частыми и беспорядочными половыми связями, промискуитетом, слабым контролем за своим сексуальным поведением.

Некоторые подростки отказываются от мастурбации, сознательно подавляя своё половое влечение обычно физическими нагрузками в тренажёрных залах или спортивных секциях. Тогда либидо реализует себя в виде сновидений эротического содержания, получивших название ПОЛЛЮЦИИ. Среди врачей существует мнение, что поллюции – выброс скоплений спермы при полном или временном отсутствии половой разрядки – бывают только у мужчин.

У женщин, согласно этому мнению, поллюций быть не может. Тем не менее, специалисты в области женской сексологии к поллюциям относят эротические сновидения с оргазмом, которые бывают не только у женщин, имевших половые контакты, но и у девственниц. Иногда впервые ощущения оргазма подростки постигают именно во время поллюций, что, в свою очередь, может послужить толчком к мастурбации.

В среднем у мальчиков – подростков, которые стараются избегать мастурбации, поллюции бывают 2 – 3 – 4 раза в месяц. Поллюции у девочек – подростков появляются в пубертате и так же, как у юношей, происходят во сне и сопровождаются сладострастными сновидениями. Девушки видят во сне коитус со знакомыми и незнакомыми мужчинами, часто с близкими родственниками (брат, отец), а также с животными;

среди последних часто фигурирует медведь, реже – слон, лев, конь и т.п. К совершеннолетию поллюции были зафиксированы практически у всех здоровых юношей и у половины физически здоровых девушек. Поллюции крайне редко являются причиной обращения к врачу. Лишь иногда поллюции проходят по несколько раз за ночь, нарушают психологическое равновесие подростка и требуют вмешательства со стороны психотерапевта или сексопатолога.

Этапы психосексуального развития

I этап – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ – начинается с рождения ребёнка и длится до 6 лет. Такое формирование осуществляется под влиянием микросоциальной среды, т.е. людей из непосредственного окружения ребёнка, как правило, семьи. Но мы должны помнить, что в большей степени половое самосознание зависит от внутриутробного развития, и изменить это самосознание не удаётся никакими воспитательными мерами.

Секс кики

Родителям, воспитателям, педагогам, врачам часто приходится сталкиваться с сексуальностью маленьких детей и констатировать её нормальность или ненормальность, преждевременность или чрезмерность. Сделать это возможно лишь при хорошем знании психосексуального развития детей раннего и дошкольного возраста, судить о котором можно не только по сексуальной активности и интересам, но и по понятиям о сексуальных различиях и рождении детей, по половой дифференциации (выделению себя среди других, усвоению своих половых особенностей и отличий, заинтересованности проблемами дефекации, рождения и т.д.). Эти сведения необходимо знать, они являются нормой.

Уже в возрасте до 1 года, будучи раздетым, ребёнок трогает свои половые органы. Это – нормальное явление, и лишь в очень редких случаях это становится началом мастурбации.

В 1.5 года дети проявляют особенную нежность к матери, особенно, когда волнуются, устают или если их бельё мокрое.

В 2 года стремятся к нежности, например, целуют своих матерей перед отходом ко сну, начинают отличать мальчиков от девочек по одежде и причёске.

В 2.5 года знают о своих половых органах и могут играть с ними, когда оказываются раздетыми. С интересом наблюдают других раздетых людей. Различают мальчиков и девочек по различным позам во время мочеиспускания, однако ещё не могут объяснить более конкретных, основных различий. Могут задавать вопросы о материнских грудях.

В 3 года задают вопросы о физиологических различиях между полами. Появляется желание рассматривать или касаться взрослых, особенно материнских грудей. Проявляют интерес к малышам, иногда хотят, чтобы в семье был ещё ребёнок. Подсматривая за взрослыми и сверстниками, больше обнаруживают удивления или зависти.

Например, обычное заключение, к какому мальчики приходят, когда видят маленькую девочку, сводится к тому, что она потеряла свой половой орган. Ребёнку это может показаться даже смешным. Иногда маленькие девочки просят пришить им «резиновый палец» или что-то вроде этого. Пытаются задавать вопросы о том, откуда происходят дети и где они были до этого, но ещё не всегда понимают ответы родителей о развитии детей внутри матери. Спрашивают, где они были до своего рождения. Высказывают желание жениться на матери или выйти замуж за отца.

На этом этапе формирование личности протекает более или менее драматично, иногда с конфликтами. Этот период получил название «кризиса трёхлетних». Наиболее характерными его признаками являются: упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протестное поведение, деспотизм или ревность. Негативизм в этом возрасте – не просто непослушание, при котором не совпадают желания ребёнка и взрослого;

ребёнок отказывается даже от желаемого только потому, что этого потребовал взрослый. Упрямство – это такое поведение, при котором ребёнок настаивает не от сильного желания, а потому, что именно он этого потребовал. Строптивость безлична, она направлена против всего навязываемого ребёнку образа жизни.

Своеволие характеризуется стремлением сделать всё самостоятельно. Протестное поведение выражается в постоянных ссорах и конфликтах с окружающими. Деспотизм проявляется в стремлении утвердить свою власть над окружающими обычно в семьях, имеющих единственного ребёнка. Ревность возникает по отношению к братьям и сёстрам.

В 4 года при серьёзных волнениях появляется позыв на мочеиспускание. Нередко подолгу сосредотачивают внимание на своём пупке. Могут демонстрировать игры с показом половых органов и мочеиспусканием перед другими детьми. Иногда намеренно играют словами, имеющими неприличное содержание. Могут требовать, чтобы на них не смотрели, когда они раздеты, но сами проявляют большой интерес к тому, что делают в туалете и ванной комнате другие люди.

Задают вопросы о том, как дети попадают в материнский живот и как выходят из него, но при этом нередко считают, что дети появляются через пупок. В этом возрасте могут появиться первые увлечения. Предметом «пылкой любви» может стать воспитательница, сосед, дядя или тётя, другие родственники. Ребёнок выражает свою «любовь» восхищением, стремлением быть рядом с «любимым», не имеющими собственно эротического значения.

В возрасте 5 лет выраженный ранее интерес к анатомическим различиям полов постепенно исчезает. Появляются вопросы о детстве родителей. Хотят иметь брата или сестру и своего ребёнка, когда вырастут.

Секс-гурмэ

В 6 лет мальчики могут задавать вопросы о своих яичках. И мальчики, и девочки интересуются тем, как иметь детей, не болезненно ли это. Может появиться интерес к участию отца в процессе репродукции. Могут высказывать родителям услышанные вне дома выражения, в том числе и заведомо неприличного содержания, и ждут на это реакции.

В возрасте до 6 лет у ребёнка формируется окончательное осознание своей половой принадлежности, уверенность в её необратимости. Любые попытки изменить половое сознание, как правило, оказываются малоуспешными; действительно, мальчика невозможно переубедить, что он девочка или, наоборот, попробуйте девочку переубедить, что она мальчик.

Оценивая степень «нормальности» сексуальных проявлений ребёнка, следует учитывать влияние его темперамента, его воспитания и своеобразия культурного фона, которые могут существенно изменить как форму сексуальных проявлений, так и порядок их возникновения.

– девочка Камила – 3-х лет. Приведена в сексологический кабинет Центра Психотерапии матерью, со слов которой, ребёнок всё время «норовит раздеться в самых неподходящих местах»; например, она может задрать в магазине юбку перед всей очередью, чтобы показать, какие у неё красивые трусики. Иногда встаёт на табуретку полураздетая перед открытым окном и, при приближении прохожего, громко, заливисто смеётся и снимает трусики и т.п. Мать боится, что у дочери в будущем «может развиться половое извращение».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: матери объяснено, что маленькие дети нередко любят оголяться, им неведома стыдливость. И свой восторг от того, как они устроены, малыши выражают именно так, демонстрируя себя в некоторых случаях всем и каждому. Постарайтесь реагировать как можно спокойнее – ведь ничего непристойного не происходит, а нервный окрик на подобные действия может только раззадорить ребёнка.

Тантрический секс

Оценка детьми поведения взрослых различна. При встрече с неодетыми близкими людьми любой ребёнок реагирует в соответствии с отношением к этому факту окружающих. Реакция ребёнка усвоившего, что принято прикрывать половые органы от посторонних глаз, едва ли будет естественной и спокойной. Столкновение с обнажённостью родителей вызывает чаще всего удивление, реже – непонимание и страх.

Это усугубляется смущением, растерянностью, негодованием или протестом взрослого, застигнутого врасплох или непривыкшего быть раздетыми перед другими. Такие явления приводят ребёнка к мысли о постыдности и запретности обнажённого тела. Необходима спокойная и разумная позиция родителей, постепенное приучение ребёнка к общепринятым нормам.

Вероятно, лучше, если маленький мальчик, оказавшись рядом с раздетой матерью, увидит её обнажённой, чем, если она будет панически прятаться или отреагирует бурным протестом или шлепком. Такая эмоциональная реакция может заставить ребёнка тайно попытаться выяснить больше, почему эта область тела «запрещена».

Не принуждая детей к обнажению, надо помнить, что для многих случайные наблюдения за обнажённым братом или сестрой – главный источник обучения половым различиям. До 4 лет обнажение не должно сильно смущать детей, поэтому не следует принуждать их всегда быть одетыми. Тем не менее, купание мальчика вместе с матерью, надо прекратить к 4 годам; нельзя одобрить присутствие девочек старше 2 лет при купании отца. После 6 лет совместное мытьё брата и сестры лучше прекратить.

По достижению полутора лет ребёнок не должен не только видеть, но и слышать половой акт родителей. Как правило, малыш ничего не понимает в происходящем, однако, у детей иногда возникают переживания, которые могут провоцировать психические отклонения во взрослом возрасте. Если родители заметили, что ребёнок видел их сексуальную активность, то его необходимо тот час же успокоить, даже если явного волнения не видно.

Осведомлённость детей дошкольного возраста указывает на недостаточную работу родителей в этом направлении. Так до 6 лет сведения о различии мужских и женских половых органов получили 60% девочек и только 50% мальчиков. По мнению ведущих специалистов, все дети должны знать об этих различиях к 6 годам.

Опрос матерей показал, что только 50% детей этого возраста задают соответствующие вопросы, приходится полагать, что остальные получают информацию вне семьи, а точнее – на улице. Действительно, источником этой информации назвали родителей 10% юношей и 20% девушек, тогда как старших детей – 80% и 65% соответственно.

Половое созревание

Половое созревание

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, по данным различных авторов, начинается с приходом менструаций у девочек и с первых эякуляций (семяизвержений) у мальчиков. Люди вступают в возраст полового созревания детьми и выходят из него взрослыми. Масштабность этого периода затрудняет его единое и исчерпывающее определение, но все согласны в том, что это – период становления репродуктивных функций.

Половое созревание у мальчиков, начинаясь позже, чем у девочек, протекает более бурно. К 13 – 14 годам у большинства девочек уже зрелая грудь, устанавливается овуляторный цикл, тогда как большинство мальчиков только ещё переживают активную пубертатную ломку; в 11 – 14 лет девочки по физическому развитию превосходят мальчиков, которые отстают на 2 – 3 года, но после 15 лет начинают опережать девочек.

наблюдаемый сверху собственный половой член всегда кажется меньше наблюдаемого у соседа сбоку чужого полового органа. Некоторые сексопатологи предполагают: от уровня половых гормонов в крови зависит размер пениса у мужчины и развитие, величина молочных желёз у женщины. Но этот вопрос остаётся открытым. Более того, всегда надо делать поправку на расовые, национальные, наследственные и другие факторы индивидуального физического развития.

Темпы физиологического полового созревания подвержены значительным индивидуальным вариациям. Возраст первой эякуляции у мужчин позже 16 лет относят к запаздыванию, а до 12 лет – к опережению полового созревания. Для девочек отсутствие менструаций к 15 годам считается запаздыванием, а приход менструаций раньше 9 лет – явным опережением созревания.

Длительное время предполагали, что половое созревание южных национальностей происходит быстрее и раньше, чем у представителей северных и европейских народов. В настоящее время такая точка зрения считается ошибочной. Половое созревание женщин и возраст появления первых менструаций не зависит ни от географических и климатических условий, ни от расовой принадлежности.

в Германии он равен 12.8 годам, в Англии – 13.1 года, в США – 13.3 года, во многих странах СНГ и бывшего соцлагеря – 13.6 года. По данным Дж. Тернера, у школьниц Нигерии, получавших удовлетворительное питание, средний возраст прихода менструаций 14.3 года, а у девочек – эскимосок – 14.4 года. Таким образом, средний возраст появления менструаций у девочек в африканских тропиках и на холодной Аляске приблизительно одинаков.

Формирование психосексуальных ориентаций

III этап – ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ – приходится на возраст от 13 до 20 лет – это возраст сексуального экспериментирования и определения сексуальных предпочтений, возраст становления полового влечения (либидо) , кульминационной точкой которого, является первая любовь, как результат сексуальной дифференциации, где впервые сходятся личностно – культуральная, физическая и половая идентификация в их первых взрослых формах.

Этнографические исследования, начиная с 20 – 30-х годов придают всё большее значение социальным факторам в поведении подростков. В стабильных странах с устойчивыми традициями подростковый период протекает относительно гармонично. В обществах, где основные социальные нормы и требования едины для взрослых и детей, подростковый возраст, как переход от детства к взрослости продолжает линию непрерывного развития и не сопровождается грубыми кризисами и конфликтами.

В известной мере это моделируется на уровне отдельной семьи: чем она сплочённее, чем более едины требования ко всем её членам и чем более подросток чувствует себя полезным и уважаемым членом семьи, тем менее конфликтно протекает пубертатный период. И, наоборот, жалобы на трудности с подростками чаще исходят из неблагополучных семей, хотя внешняя видимость благополучия такой семьи может при этом сохраняться.

Приходиться считаться и с другим обстоятельством; в большинстве современных обществ существует значительный качественный и временной разрыв между детскими и взрослыми ролями. Чем больше этот разрыв, чем больше формальная зрелость опережает готовность и возможность взрослого существования, тем более тернист и конфликтен подростковый период. Надо признать, физическая зрелость опережает социальную на 5 – 7 лет.

Психику подростка характеризует «повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания застенчивости, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождение от влияния навязанных авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики, парадоксально сочетающаяся с недостаточностью её индивидуального характера и подверженность влияниям ближайшего окружения».

На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера у подростка формируется личность. Подростки отличаются повышенной зависимостью и внушаемостью. Большинство из них меняет референтную (значимую для них) группу, т.е. постепенно отходят от родителей, попадая под влияние более авторитетных, нередко более старших подростков, реже – партнёра другого пола.

Специалисты отмечают, что взгляд детей на своих родителей может меняться на протяжении жизни. В дошкольный период и начальных классах родители воспринимаются «великанами», как в физическом, так и интеллектуальном смысле этого слова. В подростковом возрасте родители могут восприниматься «пигмеями» – ничтожными, докучливыми, вредными и ничего не понимающими. Лишь после 20-летнего возраста постепенно начинает формироваться адекватное отношение к родителям.

Некоторые психологи отмечают такую особенность: чем больше подростки стремятся к эмансипации и отрицают нравственные, культурные, социальные ценности своих родителей, тем более консервативными и непреклонными будут в зрелом возрасте по отношению уже к своим детям.

Отношения подростка с родителями – сложная и мало изученная, область жизни. В штампах обыденного сознания эти отношения связаны с извечным «конфликтом отцов и детей». Отражение и понимание этого конфликта взрослыми отличается удивительным постоянством, с которым проблема отцов и детей превращается в проблему «хороших» отцов и «плохих» детей. Ещё за 2.

000 лет до нашей эры египетский жрец предупреждал, что мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, и, видимо, конец света уже не так далёк. Надпись на найденном среди развалин Вавилона глиняном горшке гласит, что молодёжь растлена до глубины души, молодые люди злокозненны и нерадивы и не сумеют сохранить культуру.

Списки подобных сетований могли бы составить своеобразную хрестоматию. Черту под ними подводит шутливый афоризм: «С каждым поколением дети становятся всё хуже, а родители – всё лучше. Из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители». В нашей практике нередко встречаются родители, которые в молодые годы курили, пьянствовали, гуляли, но эти же качества всеми силами лицемерно пытаются изжить в своих детях.

Начало пубертатного периода, особенно у девочек, связано с меньшей, чем в других возрастах, склонностью к самораскрытию в присутствии других людей. Традиционные стереотипы приписывают женщинам большую заботливость, а мужчинам – авторитарность. Если связь между уровнем сопереживания и моральных суждений свойственна и мальчикам, и девочкам, то связь между сочувствием и готовностью помочь выявляется только у мальчиков, в отличие от девочек.

На это больше влияют особенности гендерной социализации: подросткам – мальчикам везде и всюду внушают: «Ведь ты же мужчина …». Этим, взрослые изначально провозглашают своим детям идею неравенства полов. Эта фраза отменяет повсеместно декларируемое гендерное равенство. В будущем сильный пол постоянно сталкивается с ситуациями «двойных стандартов», когда женщины манипулируют сознанием и совестью мужчины, в одних случаях заявляя о полном равенстве полов, в других случаях – требуют от мужчины мужских поступков, тут же забывая о равенстве полов. Всё это – есть результат бесконечного лицемерия наших воспитателей и педагогов, большинство из которых составляют женщины.

Исследования последних лет показали, что сознание обывателей сильно преувеличивает альтруистическую репутацию девочек. В 7 – 9-ом классах девушки чаще, чем юноши, считают дружбу редким явлением, но с возрастом соотношение меняется на обратное. Девочки – подростки чаще, чем мальчики, хотят иметь друга противоположного пола.

Однако, фактическое число друзей противоположного пола и у юношей и у девушек в три раза меньше, чем своего. При этом у старшеклассниц доля друзей мужского пола вдвое больше, чем у старшеклассников – женского. Нормальная разнополая дружба – явление в общем нечастое: около 60% старшеклассников и более 40% старшеклассниц не называют в числе друзей лиц противоположного пола. Друзья для многих подростков являются своеобразными психотерапевтами, оказывающими моральную помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Взрослым зачастую непонятны увлечения тинэйджеров и критерии в выборе друзей, так как последние обычно лишены какого-то вразумительного объяснения. Информативно – коммуникативные хобби подростков объясняются стремлением к лёгкому общению и получению информации, как единственной самоцелью. Это проявляется многочасовой «пустой болтовнёй» со случайными приятелями, «глазением» на происходящее вокруг …

Контакты и знакомства предпочитаются такие же лёгкие, как и сама поглощаемая информация. Всё усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их смысл обычно не вникают, каких – либо выводов из них не делают.

Преломляясь на определённом культурно – нравственном уровне в столь безотрадные картины, такая потребность, заметим, присуща не только подросткам, но и некоторым пенсионерам, которые часами просиживают на дворовых лавочках. Взрослым общение подростков часто кажется пустым потому, что его содержание не логическое, а эмоциональное.

Накопительские хобби проявляются, прежде всего, в коллекционировании; предполагают, что так формируется тенденция к накоплению материальных благ в будущем. Надо отметить, что многие подростки – коллекционеры, чьё увлечение длилось более 5 лет, в зрелые годы становятся вполне обеспеченными людьми. Эгоцентрические хобби побуждают подростка к поведению, которое демонстрирует «нестандартность» и ставит его в центр внимания.

При вступлении в юношеский возраст нередко наблюдается конфликт между скопированным или выдуманным идеалом и реальностью. Оценка реальности полярна: либо она излишне пессимистична и мрачна, либо, наоборот, пронизана постоянным, часто неоправданным, оптимизмом. Такая оценка окружающего может порождать преходящие увлечения всевозможными философскими, оккультными или религиозными учениями;

Реже подростки выступают анархистами. С одной стороны, определённая часть молодых людей выступает против потребительства взрослых, против поклонения деньгам и вещам; а с другой – они, те же потребители. Им просто необходим престижный мотоцикл или автомобиль, музыкальный проигрыватель высокого класса, компьютер последнего поколения, фирменная одежда и спортивные принадлежности;

ну и, конечно же – карманные деньги. Самими подростками эмансипационное поведение не обязательно осознаётся, как противостояние взрослым. По существу, ещё боясь самостоятельности, подросток нуждается в признании взрослыми его права на самостоятельность, и более того – чем больше боится, тем больше нуждается в признании.

Гиперсексуальность подростков

Сексуальные проблемы в возрасте от 13 до 20 лет возникают особенно часто и всегда оцениваются гиперболизировано и предвзято.

– медицинская сестра К. – 28-ми лет, специально устраивалась работать в подростковые отделения психиатрических больниц, где знакомилась с подростками мужского пола, в первую очередь, сексуально распущенными и во время ночных дежурств вступала с ними в половую близость. Из-за конфликтов с администрацией лечебных учреждений ей пришлось сменить несколько мест работы.

– в другом случае, учительница 8-х классов, 32-х лет, приглашала к себе домой учеников, где обучала их половой жизни, совершала с ними половые акты. После нескольких встреч она расставалась с подростком и приглашала другого.

– мне 35 лет, хотя выгляжу я моложе – высокая, эффектная, современная женщина. С недавних пор ко мне стал проявлять симпатию 16-летний парень из соседнего подъезда. Я чувствовала его взгляды и неуклюжие знаки внимания, но особого значения им не придавала. И вот как-то раз он осмелился по телефону предложить мне свидание, причём не какое-нибудь, а интимное.

Я была несколько шокирована, стала объяснять, что он ещё слишком молод … Его атаки продолжались, он говорил, что у него ещё не было женщины, а я ему очень нравлюсь и он хочет, чтобы я была у него первой. Он высокий, симпатичный, спортсмен; но при встречах был застенчив. И вот после долгих колебаний я сдалась и пригласила его к себе.

Он пришёл в костюме, с цветами и шампанским. Заметно волновался, но я быстро сняла это волнение. Говорил много ласковых слов, которые меня поражали и возбуждали одновременно. Целоваться он умел хорошо, а в более смелых ласках мне пришлось проявить инициативу. Он был в восхищении от моего тела, моей груди, и это заводило меня ещё больше.

На каждое своё действие он спрашивал разрешение. Это меня ужасно смешило. Я мягко объясняла, что должен делать мужчина, чтобы было приятно и ему, и женщине, а разрешение спрашивать совсем не обязательно. Он обцеловал меня несколько раз, повторяя какая я красивая. Никогда раньше я не испытывала такого возбуждения – до дрожи во всём теле, до головокружения.

Я помогла ему войти в меня, чувствуя, что теряю контроль над собой. Запомнились его первые слова: «Как у тебя внутри горячо!». Он «кончил» почти сразу. Но потом это повторилось ещё и ещё, теперь уж е я ласкала его всеми известными мне способами, отбросив всякую стыдливость. Он был на седьмом небе, я видела такое счастье в его глазах!

Может быть, мы будем встречаться ещё некоторое время, пока он не встретит свою большую любовь. Но в одном я уверена: благодаря мне из него получится мужчина, который будет знать, что надо быть ласковым, нежным, чутким, что секс – это не просто физиология, а огромное поле чувств с яркими, благоухающими цветами.

Дорогие женщины! Если у вас возникнет подобная ситуация, не отказывайте, а помогите парню стать настоящим мужчиной. Ведь впоследствии он тоже будет для кого-то первым и передаст вашу нежность и доброту девственнице. А как зачастую проходит первая ночь? В пьянке, не оставляя в душе следа …

Рассматривая это письмо, как призыв к действию, можно считать эфебофилию «благом», а не извращением. Впрочем, известно куда «вымощена дорога благими намерениями» …

В более трудном положении находятся мужчины – эфебофилы, так как девушки менее легко вступают в половые отношения, чем юноши, и для их растления требуется значительное время.

Впрочем, нравственные ценности за последние годы сильно изменились. Раннее начало половой жизни стало нормой, к которой надо относиться как к свершившемуся факту. По американским данным, половина учащихся школ в возрасте до 16 лет уже имеют немалый опыт полового общения. По данным России, в возрасте до 16 лет начинают половую жизнь более 40% девочек и около 20% мальчиков.

Исследования показывают, что девочки, растущие без отца в семье, начинают половую жизнь раньше своих сверстниц. Раннее начало половой жизни некоторые педагоги и воспитатели пытаются связать с развращающим влиянием средств массовой информации, прежде всего, телевидения и интернета. Хотя поэма Шекспира «Ромео и Джульетта» явно даёт нам понять, что такие проблемы существовали и до появления средств массовой информации. Ромео было 17, а Джульетте едва исполнилось 14 лет.

– девочка Роза – 15-ти лет, учащаяся первого курса колледжа, доставлена на консультацию родителями. Родилась здоровой девочкой; росла и развивалась нормально. В школу пошла с 7 лет; училась хорошо. Менструации с 14 лет, регулярные. По характеру живая, эмоциональная, увлекающаяся, но ленива и склонна к лживости;

в 14 лет рассказала подругам, что собирается рожать. Перепуганные родители привели девочку к гинекологу, который и отверг беременность. Призналась, что хотела выглядеть «взрослой» среди сверстниц. В другом случае сообщила, что собирается делать аборт; называла имя мальчика от которого «залетела», но и это оказалось неправдой.

Однажды в абсолютно голом виде постучалась в соседнюю квартиру, заявив, что её выгнал отец, что он её жестоко избивает – на самом же деле была очередная ссора с домашними. В колледже стремится быть лидером, сверхкритически и с цинизмом относится к окружающим. На замечания преподавателей не реагирует, пропускает занятия, уходит из дома и не ночует, иногда по несколько суток.

Гиперсексуальность таких подростков, как правило, сопровождается промискуитетом – серией половых контактов с несколькими партнёрами (партнёршами) в течение короткого отрезка времени. Будучи нередко составной частью группового поведения асоциальных подростков, промискуитет регулируется «моральными нормами» референтной группы, находящейся в противоречии с общественными нравственными устоями.

Отношение родителей к половой жизни детей тем отрицательнее, чем раньше она начинается. С другой стороны, она начинается тем раньше, чем меньше сдерживающие установки, полученные в семье, хотя влияние семьи и общества может оказаться слабее, чем влияния, определяемые сексуальной акселерацией подростков. К началу половой жизни сыновей в целом относятся более либерально, чем дочерей, а иногда и поощряют его.

Не так уж и редко (по некоторым данным в 25% случаев), подростки – мальчики и девочки применяли насилие к младшим братьям или сёстрам, которые боятся или стыдятся рассказывать об этом взрослым. Сексуальное взаимодействие в этих случаях было весьма различным – от генитальных игр до коитуса – полового акта с полным введением полового члена. В 75% случаев такие контакты были гетеросексуальными; в 30% случаев такое систематическое сексуальное насилие над младшими продолжалось более года.

– я была классным руководителем в девятом классе. Как-то после уроков ко мне подошла Вера, одна из моих лучших учениц, скромная и способная девочка. Она рассказала, что её преследует группа мальчиков из параллельного класса. Уже трижды они подкарауливали её, когда она шла из школы, затягивали в подъезд, где жил один из них, силой заводили к нему в квартиру.

Там заставляли раздеваться догола, бесцеремонно рассматривали, щупали, занимались у неё на глазах онанизмом. В последний раз подростки сами тоже раздевались, ложились с ней рядом, заставляли гладить им половые органы. Вера не говорила об этом никому, даже родителям, идти в милицию тем более не хотела.

На следующий день, возвращаясь с работы, я проходила мимо дома, о котором говорила Вера. Решила зайти в эту злосчастную квартиру в надежде застать дома родителей обнаглевшего подростка. Но дверь открыл он сам, и я решительно прошла в комнату. Но дома родителей не оказалось. Зато я увидела другое: на диване лежала Вера, совершенно голая, рядом стоял тоже голый парень. Всего в квартире было шесть юнцов и никого из взрослых.

Беременность и венерические заболевания

Наиболее неприятным следствием ранней половой жизни являются НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ БЕРЕМЕННОСТИ ДЕВОЧЕК – ПОДРОСТКОВ. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России ежегодно регистрируются 1.500 родов у пятнадцатилетних матерей, 9.000 – у шестнадцатилетних и 30.000 родов – у семнадцатилетних.

Здесь в Казахстане ежегодно регистрируется около 22.000 случаев подростковой беременности. Риск неожиданной беременности наиболее высок в самом начале половой жизни, в частности – при первой близости. Использование контрацептивов расширяется с возрастом и опытом. Как ни странно, девушки прибегают к контрацепции реже юношей. Это, безусловно, самый серьёзный пробел в половом воспитании девочек – подростков.

Семьёй, особенно – матерью, беременность дочери переживается как кризис. Горе и гнев, жалость к дочери и отвергание её, обвинения в её адрес и глубокое чувство собственной вины, беспокойство о будущем дочери и изменение собственных жизненных перспектив – вот самые общие переживания этого кризиса, усугубляемые стыдом перед окружающими.

Кроме того, это и кризис родительских ролей – семья чаще всего не готова к столь резкому и демонстративному повзрослению дочери, которое к тому же становится для многих родителей знаком собственного старения. Возникают трудности бытового и финансового порядка. Реакция школы определяется понятными опасениями «дурного примера» для остальных учащихся, в результате продолжение обучения оказывается возможным лишь в сменной школе рабочей молодёжи или откладывается на неопределённый срок.

По данным многих исследователей, с юным возрастом матери связаны ранняя наркотизация, алкоголизация и делинквентность у детей, увеличение риска врождённых заболеваний наследственного и органического характера.

Решение сохранить беременность часто определяется либо надеждой на брак, либо стимулирует эту надежду. Но статистика даёт неутешительные результаты: только 5% юных мам вступили в брак с отцом ребёнка. Юные матери часто остаются в родительской семье или возвращаются в неё, оказываясь порой в роли старших сестёр своего ребёнка.

В других случаях, гражданская зрелость юных матерей достойна самых высоких похвал, даже лишённые родственной поддержки и помощи, они воспитывают ребёнка самостоятельно: одни из них совершают истинный подвиг самоотречения, у других дети растут «сами по себе», третьи вполне успешно сочетают воспитание ребёнка и реализацию своих жизненных планов.

В последние десятилетия возрастающее внимание врачей направлено на обилие новых устойчивых к лечению венерических инфекций. Хламидоз, уреаплазмоз, резистентные формы трихомониаза, вирусные инфекции практически невозможно вылечить за привычные «три дня». У преобладающей части населения просто не хватает денег для полноценного лечения этих заболеваний.

Многие сексуально активные подростки, являясь носителями целого «букета», вообще отказываются от лечения. Благодаря длительному хроническому течению этих заболеваний страдает репродуктивная функция у мужчин и женщин; каждая пятая семья в республике Казахстан не в состоянии иметь детей в большинстве своём именно из-за этих пока ещё недостаточно изученных венерических инфекций.

Половое воспитание и работа с семьёй

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ начинаются с установления терапевтического контакта. Нередко уже при первой встрече с родителями складывается впечатление, что их беспокойство характеризует не столько состояние ребёнка, сколько их собственное. Между тем ситуации, когда ребёнок в связи с теми или иными сексуальными проявлениями одновременно наказывается за распущенность, невоспитанность, безнравственность и лечится, как больной, достаточно типичны.

Для врача принципиально важно в работе избегать терминов, выражающих одобрение или неодобрение, осуждение и негодование, предпочитая эмоционально нейтральную терминологию. В идеале психофизиологическая оценка должна превалировать над оценкой нравственной. Врач, оценивающий поведение пациентов с позиций морали, вряд ли способен дать адекватную оценку состоянию пациента и тем более назначить рационально продуманную терапию. Нравственная оценка – это прерогатива педагогов и воспитателей.

Нередко психосексуальные проблемы ребёнка обнаруживают аналогию с такими же проблемами у родителей, которые часто не доступны их пониманию. Например, когда воспитывающая сына без отца молодая женщина жалуется на чувственно – телесное внимание к ней мальчика, закономерно возникает вопрос, не провоцирует ли она бессознательно это внимание, страдая от одиночества, или не является ли оно следствием развивающихся на глазах у сына её личных отношений.

В отдельных случаях прямой вопрос врача – мужчины о её личной жизни может расцениваться как неприкрытое выражение сексуальных притязаний. Оптимальным, но не всегда возможным, решением вопроса является работа в паре с врачом другого пола или психологом, с которым родителям иногда легче обсудить свои личные проблемы.

Одно из осложнений установления терапевтического контакта связано с возможностью переноса на врача эмоций, не удовлетворяемых в семейных отношениях. В известном смысле такой перенос способствует контакту, но, если врач теряет контроль над ним или злоупотребляет им, он рискует увеличить, иногда – катастрофически, напряжение в семье.

Врач – мужчина может оказаться объектом такого переноса для самого ребёнка и его матери, не находящих удовлетворения в отношениях с отцом и мужем, или для пассивно – зависимого отца, ищущего убежища от притязаний авторитарной и властной жены, либо капризных требований покровительства, исходящих от жены или ребёнка.

У врача – женщины могут возникать соответствующие ситуации. Они могут углублять семейные противоречия до явного конфликта, сказывающегося на ребёнке. Приходится предвидеть возможности переноса, контролировать свои реакции на его возникновение и управлять им, не задевая достоинства родителей. Они не всегда сумеют или захотят приходить на приём вместе, но встречаться лучше с обоими, чтобы один из них не становился «испорченным телефоном» для другого.

При недооценке этого обстоятельства мать, ссылающаяся на отказ отца посещать врача, может использовать ссылки на мнение врача, как рупор выражения собственных убеждений. Вполне адекватные рекомендации при передаче их одним родителем другому могут обретать совсем иной, нередко до абсурда извращённый, чуть ли не патологический смысл.

В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ надо исходить из того постулата, что половое воспитание детей есть прежде всего воспитание взрослых – воспитание воспитателей.

В реальности приходится сталкиваться с проблемами перекладывания ответственности, подменяющего распределение обязанностей. Родители часто полагают, что это дело школы, учителя – семьи, а те и другие вместе – что это дело врача и средств массовой информации. Очевидная необходимость полового воспитания стимулирует инициативу на местах, часто осуществляемую неподготовленными энтузиастами, создающими собственные организационные формы.

Объективные результаты их деятельности, как правило, обратны благим намерениям. Нередко такими энтузиастами становятся лица авторитетные в той или иной области медицины или педагогики, но не обладающие достаточной подготовкой в области общей и клинической сексологии, а потому «освещающие» своим авторитетом вековые заблуждения и предрассудки, либо неоправданный, сексуально расторможенный «прогрессизм».

Половое воспитание сегодняшнего дня показывает нам отсутствие такового; подавляющее большинство взрослых не готово к проведению этой работы с детьми, особенно в семье. Из поколения в поколение в этой области не накапливался положительный опыт. Молодым родителям не у кого получить совет, ибо старшие ещё хуже осведомлены в этом.

Более того, необходимость для детей соответствующих знаний и адекватных воспитательных мер часто вообще отвергается старшим поколением. Такая позиция объясняется невозможностью изменения сложившихся моральных и сексуальных установок, часто необоснованной идеализации своего жизненного опыта. Другой крайностью является то, что за кажущейся простотой скрывается опасность проекции на воспитание собственных взглядов, далеко не всегда свободных от пережитков, предрассудков, искажающего или травмирующего личного опыта.

Встречаются ещё педагоги, которые заявляют: «Мальчишкам одна дорога – доучиться как-нибудь до 8-го класса, а потом – в колонию». Даже родителям иногда приходится наблюдать, как в период развода и после него женщины – педагоги начинают хуже относится к мальчишкам в классе, как красивые и пользующиеся вниманием старшеклассницы вызывают раздражение одиноких учительниц, как идеал отношений мужчины и женщины меняется в зависимости от удовлетворённости педагога этой сферой своей жизни.

Имеет значение и не преодолённое пока преобладание женщин – педагогов, затрудняющее полоролевое формирование. Противоречивость сегодняшних воспитательных установок нельзя не учитывать при обсуждении проблемы «феминизации мужчин». При более внимательном рассмотрении создается впечатление, что эта проблема не отражает реального состояния демократизации половых ролей, в ходе которой, большее место занимает маскулинизация женщин, порой принимающая форму «эмансипационного экстремизма». Поведение мужчин тем в большей степени кажется женственным, чем более мужеобразно поведение женщины.

Следует ли подросткам получать информацию о половой жизни?

Да, следует. Родители, помогая приобретать литературу, благоприятствуют тому, что и в дальнейшем их сын или дочь будут видеть в них советчиков в данном вопросе. Не следует бояться, если подросток будет читать литературу или смотреть фильмы для взрослых. Нравственность тинэйджеров от этого вряд ли пострадает.

Это также относится к половому воспитанию, которое призвано улучшать понимание и принятие мужской и женской сексуальности без осуждающего, издевательского, иронического или тревожного отношения, а также вырабатывать соответствующие интерес и уважение к противоположному полу. Следует учить отличать реальные факты от фальшивых, предвзятых, невежественных суждений и предрассудков в делах, касающихся пола.

Серьёзного вреда не принесёт тинэйджерам эротика и умеренная порнография. Безусловно, жёсткое порно с показом извращённых форм половой активности (гомосексуальности, скотоложства и т.п.) не рекомендовано даже взрослым …

И родителям, и педагогам необходимо постепенно, доступно и ненавязчиво знакомить подростков с нормами полового поведения и сексуальными установками, принятыми в нашем обществе, чтобы молодёжь могла принимать во внимание в своём поведении мировоззрение других людей. Следует подавлять мужской и женский «шовинизм», показывать потребность в сердечных и искренних отношениях в семье, между друзьями и сослуживцами, научить самодисциплине и самообладанию, смелости, чувству ответственности, собственного достоинства и уважения к другим.

Учитывая недостаточный эффект от школьной программы полового воспитания, можно с уверенностью сказать: если подростки усвоят, как таблицу умножения, основные способы предохранения от беременности и методы профилактики заражения венерическими заболеваниями, то школа свою задачу выполнила. В действительности же мы грустно констатируем: даже этот минимум знаний далеко не всегда применяется в реальной жизни…

При этом нельзя преувеличивать значение полового воспитания, памятуя о том, что независимо от социального положения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания 90% людей узнаёт о различии полов и сексуальности от друзей. Взрослые редко могут влиять на скрытую от них тайную сексуальную культуру детства. Хотя информация, предоставляемая сверстниками, столь же неточна, сколько откровенна и реалистична.

Появление всевозможных половых извращенцев, садистов и психопатов также не зависит от наличия или отсутствия полового воспитания; практически не влияет на это и кинематограф с проблемными фильмами, пропагандирующими культ насилия и жестокости. Всемирно известный серийный убийца Чикатило совершал свои злодеяния в спокойные времена брежневского застоя. Детство и юность этого человека прошли в годы, когда на экранах кинотеатров шли фильмы «Весёлые ребята», «Чапаев» и «Молодая гвардия».

В заключении следует отметить, люди столетиями рассматривали всё, что относится к полу, как постыдное и не подлежащее свободному обсуждению. И в настоящее время очень трудно преодолеть эту эротофобическую тенденцию. Немало людей, особенно старшего поколения, крайне негативно относятся к любым формам обсуждения проблем пола и пытаются привить такое же отношение молодёжи, запрещая или отвергая любые попытки разобраться с помощью старших в этих сложных для них вопросах.

Это репрессивное отношение во многом определялось вековым влиянием религии. Отчасти оно сказывается и сейчас, определяя в некоторых случаях даже позиции атеистов. Многие люди полагают, что увеличение знаний о поле приведёт к сексуальной эмансипации вообще и женщин в особенности, а потому, боясь распространения информации такого рода нередко являются носителями уже мужского пресловутого «двойного стандарта» – строгой морали для женщин и либеральной для мужчин.

Другие интересные материалы по теме

About the Author:

Adblock detector